Педология национальных меньшинств в СССР (1920-30-е гг.) — Энди Байфорд в ЕУСПб

В ближайшую пятницу 20 мая, в 18.00 на факультете Антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге выступит Энди Байфорд, который ведет проект, посвященный науке о детях в позднеимперской и раннесоветской России. Тема доклада в ЕУСПб «Педология национальных меньшинств в СССР (1920-е — 1930-е)».

Аннотация доклада:

Лекция посвящена деятельности советских исследователей, работавших в области био-психо-социального развития ребенка и входивших в движение т.н. «педологии» в 1920-30х гг., в рамках их интереса к изучению национальных меньшинств Советского Союза. Педология национальных меньшинств сформировалась в контексте активных усилий, которые молодая страна направила в конце 20-х годов на включение так называемых «отсталых» групп населения, проживавших в отдалённых регионах, в состав советского государства в качестве одной из мер по скорейшей модернизации и радикальной социально-экономической реструктуризации времён первой пятилетки. В лекции подробно показано, как проблема этнического «отличия» осложняла общую картину становления педологии раннесоветского периода, затрудняя задачу по выработке норм развития и социализации для детей как единой категории населения. Особенно важными, но и наиболее спорными, стали попытки педологии установить стандарты интеллектуального развития. Основное внимание в лекции уделяется конкретным примерам психометрических исследований, главным образом – психического тестирования узбекских детей в Ташкенте и татарских детей в Москве, а также опыту этнографического изучения детского населения отдалённых поселений Сибири.

Объявление на сайте ЕУСПб.