Экзамены в петербургских мужских гимназиях первой половины XIX в.

Учебный процесс помимо текущего контроля успехов гимназистов предполагал еще итоговые открытые испытания (то есть публичные экзамены) Они представляли собой «отчет обществу» в том, чему и как обучались дети в казенных учебных заведениях [Янкович де Мириево Ф.И. Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи. – СПб., 1783, C. 112]. До 1828 г. конец учебного года совпадал с концом календарного, переводные экзамены проводились после зимних каникул. Затем новым Уставом годичные испытания были перенесены на начало нового учебного года, то есть они следовали за летними вакациями. Только в 1834 г. министерство осознало неудобство такого порядка и приняло решение об очередном переносе экзаменов. В итоге они стали начинаться во второй половине апреля – начале мая и заканчивались к середине июня [За сто лет: Воспоминания, статьи и материалы. – Пг.: 13 Сов. труд. шк., 1923, С. 206; Курганович А.В., Круглый А.О. Историческая записка 75-летия С.-Петербургской второй гимназии. – СПб.,1894. – Ч. 2. (1831-1880), С. 55 – 56; Аничков Н.М. Историческая записка пятидесятилетия Третьей Санктпетербургской гимназии, составленная по поручению Педагогического совета Н. Аничковым. – СПб., 1873, С. 157]. В 1837 г. министерство в «виде опыта» на четыре года ввело Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях. Для оценивания учебных успехов, прилежания и поведения учащихся они предусматривали баллы от 1 до 5 (с округлением дробей до целых чисел). Данный документ не только детально регламентировал процедуру экзамена, но и давал учителям определенные инструкции по выставлению отметок «для избежания всяких недоумений».

Критерии экзаменационных оценок по Правилам 1837 г.

Ответы учеников должны были оцениваться по пятибалльной шкале, при этом учитывались следующие параметры: "Знание предмета"; "Ответы на вопросы"; "Возражния"; "Способ выражения"

5 баллов: "Весьма основательное"; "Весьма удовлетоврительные"; "Опровергают", "Выражаются ясно,точно и свободно"

4 балла: "Основательное"; "Удовлетворительные, но не последовательно делают выводы из главных понятий"; "Не все опровергают"; "Выражаются не совсем определительно, иногда сбивчиво и не свободно"

3 балла: "Знают пройденное"; "Отвечают, но не отчетливо, не последовательно"; "Возражений не разрешают"; "Выражаются не совсем ясно"

2 балла: "Пройденное понимают порядочно"; "Отвечают посредственно, не в надлежащем порядке и на некоторые с помощью испытателя"; "Выражаются неопределительно"

1 балл: "Многого не понимают"; "Отвечают сбивчиво, пересказывают лишь вытверженное наизусть, притом со многими ошибками и неясно"

Для перевода в следующий класс ученик должен был набрать не менее 3-х баллов в среднем выводе по всем предметам. Выпускные экзамены проводились по всем дисциплинам гимназического курса, за исключением «искусств» (черчения, рисования и чистописания) [Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения. – 1837. – № 2. Февраль., С. XXX - XXXIII, XXXV – XXXVII].

Из имеющихся данных видно, что на практике применялась шестибалльная система (от 0 до 5), при этом баллы рассчитывались вплоть до четвертей включительно. Первоначально требования были более чем снисходительными. По результатам годового экзамена переводились все, кто имел «хоть немного более 2» и даже нули по чистописанию и рисованию. Однако если ученик имел два нуля по каким-либо другим предметам, его переводили в низший класс, «дабы он восчувствовал дурные следствия своего нерадения и постарался исправиться» [Курганович А.В., Круглый А.О. Историческая записка,, C. 52 – 53]. В Первой гимназии практиковался своего рода условный перевод: если в течение месяца после начала занятий ученик не сдавал нужный экзамен, его возвращали в предыдущий класс [ЦГИА СПб. Ф. 114. Оп. 1. Д. 231. Журнал заседаний Совета гимназии, Л. 15об -16]. Постепенно требования ужесточались. Для перевода в высший класс нужно было иметь не менее 2 ½ баллов в среднем выводе и ни одного 0, для получения похвального листа – 4 с дробью за учебные успехи и 4 за поведение и т.д. [Курганович А.В., Круглый А.О. Историческая записка, с. 54 – 55]. К 1840-м гг. учебные результаты и перспективы гимназистов взвешивалась на весах педагогического правосудия с чрезвычайной дотошностью. Министерством был издан ряд постановлений и руководств о переводе учеников в высшие классы и выдаче наград отличникам. Совет гимназии рассматривал списки с годичными, экзаменационными и результатными баллами, затем директор делал необходимую выборку, а Совет ее утверждал. Итоговые отметки выставлялись в целых числах с дробями вплоть до 10/48, 37/52 и т.д. [ЦГИА СПБ. Ф. 114. Оп. 1. Д. 146. Журналы Совета Первой С.-Петербургской гимназии., Л. 13]. «Никакой спор, никакое возражение здесь не могли иметь места, ибо все было определено числом, мерой, весом и решало судьбу воспитанника со строжайшей математической точностью» [Курганович А.В., Круглый А.О. Историческая записка, С. 67].